Франшиза

Франшиза – это система реализации товаров и/или услуг и/или технологий, основанная на тесном и постоянном сотрудничестве между различными и самостоятельными с финансовой и юридической точки зрения компаниями (франшизором и индивидуальными франшизи). В рамках франшизы франшизор предоставляет индивидуальным франшизи право и налагает обязанность вести бизнес в соответствии с концепцией франшизора.

Это право уполномочивает и обязует франшизи, в обмен за прямое или косвенное встречное удовлетворение мате-риального характера, использовать то-рговое имя и/или знак товаров и/или услуг, ноухау, технические и бизнесметоды, приемы и другие права на промышленную и/или интеллектуальную собственнность франшизора, опираясь на постоянное оказание коммерческой и техническоей помощи, в рам-ках и на период действия договора франшизы, составленного и заключен-ного между сторонами для этих целей.

Относительно применимого испанского законодательства и четких норм, регулирующих этот вид торговых отношений, Королевский декрет 378/2003 указывает, что "Закон о защите конкуренции" допускает договора франшизы, если в них соблюдаются положения регламента (СЕ) № 2790 от 22 декабря 1999 г., касающегося применения пункта 3 статьи 81 Соглашения к определенным категориям вертикальных договоров и договорной практики, и в регламенте (СЕ) № 1400 от 31 июля 2002 г. для автомобильной отрасли.

Ныне действующий режим франшизы был изменен в силу Королевского декрета № 2485 от 13 апреля 1998 г. в целях внедрения основных условий для осуществления деятельности по франшизе. Королевский декрет определяет, в первую очередь, что понимается под коммерческой деятельностью в режиме франшизы, оговаривая, что это вид договора, по которому компания (франшизор) уступает другой (франшизи), в обмен на прямое или косвенное встречное финансовое удовлетворение, право на использование франшизы на коммерциализацию определенных видов товаров или услуг, включая ряд действий, как, например:

- Использование общего наименования или знака и единообразного оформления помещений и транспортных средств, являющихся предметом договора;

- Передача франшизором в пользу франшизи ноухау;

- Постоянное оказание франшизором в пользу франшизи коммерческой или технической помощи в период действия договора.

Вовторых, следует отметить факт создания публичного и административного Реестра франшизоров, организационно подчиненного Главному управлению внутренней торговли Министерства промышленности, туризма и торговли Испании. В Реестре должны регистрироваться физические и юридические лица до начала переданной во франшизу деятельности.

Реестр исполняет следующие основные функции:

- Регистрация франшизоров в Реестре.

- Постоянная актуализация перечня франшизоров, зарегистрированных в Реестре.

- Регистрация решений об исключении франшизоров, принятых автономными сообществами.

- Выдача удостоверительных сертификатов зарегистрированным франшизорам.

- Обеспечение доступа к реестровой информации административным органам автономных сообществ.

- Предоставление информации публичного характера заинтересованным лицам.

Что касается различных видов договоров франшизы, выделим следующие: промышленная франшиза (производство товаров), дистрибьюторская франшиза (продажа товаров) и франшиза на обслуживание (касающаяся оказания услуг).

Среди преимуществ договора франшизы отметим тот факт, что, будучи формой распространения товаров и/или оказания услуг, они позволяют быстро создать унифицированную сеть распределения за счет ограниченного объема инвестиций, что может способствовать приходу на рынок новых конкурентов. Эти договора также позволяют независимым коммерсантам быстрее и успешнее создавать новые мощности, чем если бы они делали это за свой счет, не опираясь на опыт и помощь франшизора, что позволяет повысить уровень их конкурентоспособности. Однородность сети распределения и постоянное сотрудничество между франшизором и франшизи обеспечивают качество как товаров, так и услуг.

Требования указанного нормативного акта к франшизе с тем, чтобы она не нарушала законодательства о защите конкуренции, может служить нам для определения сути договора франшизы, что позволяет отличить ее от "франшизы пустой или лжефраншизы". Это следующие требования:

- Использование торговой марки или других общих отличительных знаков и единообразное оформление помещений для деловой деятельности, в целях сохранения единства сети.

- Передача франшизором в пользу франшизи тайных и существенных знаний.

- Постоянная помощь франшизи.

Наконец, в рамках налогового режима договоров франшизы следует тщательно анализировать природу платежей, совершаемых франшизи в пользу франшизора, поскольку они могут рассматриваться как ставка сбора и как доход компании, или только как ставка сбора, в зависимости от различных оказанных услуг и предоставленных прав (если это ставки сбора, в Испании по ним взимается налог 25% или по сокращенной договорной ставке, когда надлежит). По налоговому подходу к франшизи отсылаем к главе 4 о налогообложении организаций-резидентов.