Электронная подпись

В целях обеспечения технической и правовой безопасности коммерческой деятельности, осуществляемой с помощью новых технологий, в конце 2003 г. был принят закон 59/2003 об электронной подписи, в силу которого отменялся Королевский декрет 14/1999 об электронной подписи.

Этот закон ставит целью содействовать более широкому использованию электронной подписи как инструмента, повышающего доверие и безопасность в сфере телематических коммуникаций, способствуя развитию электронной торговли и так называемой электронной форме администрации.

Закон определяет "электронную подпись" как совокупность данных в электронной форме, изложенных наряду с другими сведениями или связанных с ними, которые могут использоваться как средство идентификации подписывающего лица.

В качестве одной из разновидностей электронной подписи признается "авансированная электронная подпись", позволяющая установить личность подписывающего лица и подтвердить целостность подписанных данных, поскольку она связана исключительно с подписавшимся лицом и с данными, которых она касается, и создана с помощью средств, находящихся под исключительным контролем подписавшегося лица.

Закон включает также в качестве нововведения понятие "признанной электронной подписи" для выделения электронной подписи, отвечающей техническим и правовым требованиям, которые позволяют считать ее эквивалентной рукописной подписи. Определяются также понятия "электронной даты" и "декларации приемов удостоверения".

Помимо физических лиц, юридические лица также могут выступать в качестве подписывающей стороны в целях более широкого использования телематических средств в реализации заказов или оформлении счетов-фактур, одновременно обеспечивая правовую безопасность организациивладельца и третьих лиц, имеющих с ней отношения. Несмотря на вышесказанное, наличие электронных сертификатов юридических лиц не влечет за собой изменения гражданского и торгового законодательства в отношении института штатного или добровольного представителя.

С другой стороны, Законом об электронной подписи регулируется также деятельность поставщиков услуг по сертификации, выдающих сертификаты, увязывающие данные по подтверждению подписи, с определенным подписывающим лицом. В свою очередь, у Администрации имеется собственная служба распространения информации о поставщиках услуг сертификации, действующих на рынке.

Закон содействует саморегулированию отрасли, изменяя понятие "сертификации" для поставщиков данных услуг и обеспечивая большую свободу и роль частного сектора. Благодаря этой реформе облегчается получение знаков качества, укрепляющих доверие потребителей и пользователей к системам электронной подписи.

Поскольку для оказания услуг по сертификации не требуется предварительного разрешения, Министерство промышленности, туризма и торговли уполномочено проводить с помощью независимых и технически квалифицированных учреждений деятельность по проверке и контролю за сертифицирующими организациями.

Дополнительно, для оказания услуг сертифицирующие организации должны оформить страхование гражданской ответственности на сумму не менее 3 миллионов евро, хотя закон предусматривает возможность комбинирования разных форм страхования.