Контактная информация
Социальное страхование
БИЗНЕС В ИСПАНИИ / Законодательство / Законодательство о труде и социальном страховании / Социальное страхование
Социальное страхование

Все предприниматели, наемные и независимые работники, члены производственных кооперативов, домашние работники, военнослужащие, государственные служащие, живущие и/или исполняющие свои функции в Испании, должны зарегистрироваться и платить взносы в испанскую систему социального страхования. Лицам, находящимся в состоянии безработицы отчисления (с особенностями) сохраняются.

Для не граждан Испании следует учитывать регламенты и соглашения о социальном страховании между Испанией и другими странами и их положения, касающиеся таких граждан в части льгот и уплаты отчислений в систему социального страхования.

С 1 июня 1986 г., даты вступления Испании в Европейское сообщество, нормативы ЕС о социальном страховании применимы к Испании.

Два регламента ЕС (номер 1408/71 и но-мер 574/72, с изменениями согласно регламента 1249/92 и последующим) гарантируют, что работники, к которым они применяются, не ощутят неблагоприятных последствий – с точки зрения социального страхования – в связи с перемещением из одного государства-члена в другое (для этих целей сюда включена и Швейцария). В таких случаях применяются следующие основные правила:

- Трудящиеся подлежат действию норматива о социальном страховании лишь одного из государств-членов. Как правило, применяемым нормативом о социальном страховании является закон страны, где работник осуществляет свою деятельность. Имеются отдельные исключения из общего правила.

- При соблюдении ряда требований, время, в течение которого работник из страны ЕС выплачивает взносы в систему соцстраха другого государства-члена, засчитывается как период уплаты взносов в систему соцстраха своей страны при определении будущего обеспечения в рамках его национальной системы социального страхования.

- Если работник из страны ЕС временно командирован в другое государство-член для осуществления работы в пользу своей компании в этом втором государстве, к этому работнику применяются нормативы социального страхования первого государства-члена при условии, что предполагаемая длительность работы не превысит 12 месяцев и что он не направлен для замены другого работника, завершившего срок, на который он был командирован. Этот 12-месячный период может быть продлен на дополнительный срок той же продолжительности и, позднее, если таковое надлежит, согласно положениям двусторонних договоров.

Существуют различные режимы отчислений в систему соцстраха:

a) Общий режим социального страхования.

b) Имеются другие варианты в рамках Общего режима с особенностями, например в отношении:

- Артистов и художников.

- Железнодорожников.

- Коммивояжеров.

- Профессионалов тавромахии.

- Профессиональных футболистов.

c) Особые режимы социального страхования для:

- Земледельцев.

- Моряков.

- Независимых и автономных работников.

- Государственных и гражданских служащих и военных.

- Домашних работников.

- Работников угольной промышленности.

- Студентов.

Включение в рамки этих систем зависит от природы, условий и характеристики деятельности, осуществляемой в Испании.

Если не применяется один из особых ре-жимов, предприниматель и его работники подлежат применению Общего режима.

В рамках этого режима отчисления на соцстрах производятся частично работодателем и работником. Персонал подраз-деляется на несколько трудовых и профессиональных категорий для определения взносов на социальное страхование. Каждый разряд имеет минимальную и максимальную базу, которая обычно пересматривается ежегодно. Работники, чья общая сумма взносов превышает максимальную базу или не достигает уровня минимальной базы, подгоняют свои отчисления под уровень базы, соответствующей их профессиональной категории.

На 2005 год максимальная база составляет 2 813,40 евро в месяц для всех групп и профессиональных категорий. В свою очередь, размер минимальной базы увеличивается согласно профессиональным категориям и группам взносов с 1 января 2005 г. в отношении показателей, действовавших в 2004 г. на тот же процент, на который возросла минимальная межпрофе-ссиональная заработная плата* .

Поэтому картина Общего режима социального страхования на 2005 год выглядит следующим образом:

 

Общие отчисления предпринимателей повышаются на дополнительные проценты в связи с риском несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в зависимости от степени опасности рабочего места работника, в соответствии с системой тарифов, установленных Королевским декретом 2930/1979, чьи процентные уровни сокращаются на 10%.

Следует отметить недавнюю реформу законодательства в отношении режима социального страхования независимых или автономных работников. Эти работники, в отличие от относящихся к Общему режиму, были обеспечены только нормативом о защите от временной нетрудо-способности начиная с пятнадцатого дня от даты начала нетрудоспособности. За-кон № 36 от 11 ноября 2003 г. "О мерах экономического реформирования" расширил сферу этой защиты в целях ее выравнивания с установленной для наемных работников, так что действие пособия по временной нетрудоспособности начинается с четвертого дня от начала нетрудоспособности. Максимальная база для отчислений на 2005 г. в Специальном режиме автономных работников равна базе по Общему режиму и составляет 2813,40 евро в месяц. Минимальная база для отчислений на 2005 г. составляет 770,40 евро в месяц. Наконец, следует отметить, что в течение ряда лет вопрос об участии в системе социального страхования членов органов управления капиталистических коммерческих компаний оставался конфликтным и неясным. Закон о сопровождении общегосударственного бюджета на 1999 г. положил конец этой полемике, внедрив на этот счет новый норматив. Так, по этому закону высшие управляющие, получающие вознаграждение и не обладающие фактическим контролем над компанией, должны участвовать в Общем режиме социального страхования наемных работников как "приравненные" (то есть без права получать пособие по безработице или выплаты из Фонда гарантирования зарплаты).

*Минимальные базы отчислений подлежат утверждению. Временно сохраняются минимальные базы прошлого года