Энергетика

Во исполнение задач, поставленных в "Законе об энергетическом секторе" от 1997 г., 30 декабря 1999 г. Совет министров Испании принял План развития возобновляемых источников энергии (2000-2010 гг.), в котором определяется стратегия развития энергетики в целях роста доли возобновляемых источников энергии с тем, чтобы к 2010 году различные сферы добычи возобновляемой энергии обеспечивали 12% объема потребления первичной энергии.

В целях выполнения Плана развития возобновляемых источников энергии предусмотрена система мер и стимулов (налоговых, структурных и других), которые, в частности, направлены на устранение барьеров, мешающих внедрению возобновляемой энергии на рынок, где доминируют ископаемые источники топлива.

В этом контексте план предусматривает поощрение инвестиций в технологические инновации, реализуемые предприятиями в сфере возобновляемой энергии, а также создание линий государственной помощи (линии субсидирования для внедрения технологических инноваций, линии поддержки инвестиций в расширение или создание производства машин и оборудования), или предоставление процентных бонусов по затратам на авали при покрытии рисков малых и средних предприятий (МСП) со стороны обществ взаимных гарантий.

В рамках данного Плана развития возобновляемых источников энергии, Институт диверсификации и сбережения энергии (IDAE) подготовил ряд специальных программ помощи в сфере тепловой солнечной энергии и фотоэлектрической солнечной энергии.

С 2003 года эти программы включены в единую программу: Линию финансирования ICO-IDAE для проектов возвобновляемой энергии и энергетической эффективности (приоритетное финансирование станций тепловой и фотоэлектрической солнечной энергии мощностью менее 100 кВт).

В этой сфере могут быть бенефициарами все физические и юридические лица, государственные и частные организации, а субсидируемыми считаются все проекты инвестиций в новые основные фонды, направляемые на использование вообновляемых источников энергии или совершенствование энергетической эффективности: сооружения, оборудование и затраты, необходимые для их введения в действие. В случае гражданского строительства она не может представлять более 20% от общей суммы финансируемых инвестиций.

Финансируемые проекты должны касаться энергетической эффективности (сбережение; замена в промышленности; энергетическая эффективность в зданиях и энергетическая эффективность в уличном освещении), и возобновляемые источники энергии (энергия ветра для потребления менее 4 МВт; биомасса; мини-ГЭС мощностью менее 1 МВт; солнечная тепловая, фотоэлектрическая и тепловая электроэнергия; энергетическое использование биогаза и энергетическая оценка отходов).

По этой линии финансируется до 70% стоимости проектов. Технологии солнечной энергии (тепловой и фотоэлектрической мощностью менее 100 кВт) могут рассчитывать на 100% и 90%, финасирования соответственно. Можно запрашивать ссуды на максимальную сумму до 6 310 500 евро (на бенефициара в год), со сроком погашения 5, 7 или 10 лет на выбор бенефициара и со сроком до 2 лет освобождения от выплат. Для проектов по солнечной энергии установлен единый срок 7 лет без периода освобождения от выплат.

Плавающая процентная ставка установлена по EURIBOR на 6 месяцев + один процентный пункт. Бонусы от института IDAE заключаются в сокращении процентных ставок (на 2-3 процентных пункта в зависимости от того, идет ли речь о проектах энергетической эффективности или проектах возобновляемой энергии, соответственно). После применения этого бонуса итоговая процентная ставка составит EURIBOR-1 или EURIBOR-2,5.

В 2004 году по этой линии было выделено средств на сумму 229 200 000 евро, из которых IDAE направил 49 300 000 евро, предназначенных как на бонусные процентные ставки по всем проектам, так и на прямую поддержку проектов по тепловой и фотоэлектрической солнечной энергии мощностью менее 100 кВт.

Линия финансирования Института официального кредита (ICO) совместима с любой дополнительной помощью или субсидией, полученной от ЕС или других институтов, но в любом случае предполагает соблюдение требований ЕС.

Хотя действие данной Линии финансирования ICO-IDAE закончилось 31 декабря 2004 г., весьма вероятно ее возобновление в течение 2005 г.

С другой стороны, следут отметить, что полное выполнение задач Плана развития возобновляемых источников энергии требует мероприятий по НИОКР, что предполагает включение энергетического сектора в различные европейские и государственные программы, проводимые в этой сфере.

Конкретно в государственной сфере выделяется Программа развития технических исследований (PROFIT), посредством которой Министерство промышленности, туризма и торговли организует совокупность конкурсов по предоставлению государственной помощи (безвозмездные субсидии, возвратные авансы или сочетание обеих форм), предназначенных для стимулирования предприятий и других организаций, ведущих деятельность по исследованиям и технологическому развитию, согласно задачам, установленным Национальным планом научных исследований, разработок и технологических инноваций (I+D+i) на 2004-2007 гг. в части, посвященной проведению технических исследований.

Ныне действующая программа PROFIT (2004-2007 гг.), продолжающая PROFIT, включенную в предыдущий Национальный план исследований и разработок (2000-2003 гг.), также охватывает сектор энергетики.

Конкретно в рамках Национального плана по энергетике, включенного в PROFIT (2004-2007 гг.), рассматриваются тематические приоритеты оптимизации обычных форм и использования энергии для повышения их чистоты и эффективности (например, исследования по улучшению топлива на транспорте, исследования в сфере ядерной безопасности, исследования в области радиоактивных отходов) и развития возобновляемых источников энергии и новых технологий (например, энергии ветра, солнечной энергии, оценки и прогноза возобновляемых ресурсов энергии и т.д.).