Контактная информация
Закон 44/2002, "О мерах по реформированию финансовой системы"
БИЗНЕС В ИСПАНИИ / Финансы / Испанская финансовая система / Закон 44/2002, "О мерах по реформированию финансовой системы"
III. Закон 44/2002, "О мерах по реформированию финансовой системы"

Закон № 44 от 22 ноября 2002 г. (далее – Финансовый закон), принятый Конгрессом депутатов 31 октября 2002 г., отразил в своей редакции важные для испанской финансовой системы изменения.

В первую очередь, во исполнение данного закона было создано Общество по управлению системами учета, расчета и зачета ценных бумаг (далее – Общество систем) путем слияния SCLV и CADE.

В данном обществе объединились другие, уже существовавшие в Испании системы, такие как по производным финансовым инструментам или находившиеся в управлении бирж Валенсии, Бильбао и Барселоны, что позволит управлять взаимосвязями и образованием альянсов с фондовыми рынками других стран.

Предусматривается создание одной или нескольких организаций по центральному партнерству, которые будут выступать посредником между покупателем и продавцом, в целях устранения партнер-ского риска при проведении операций и для обеспечения их положительного результата.

Отменяется взаимная гарантия в расчетно-зачетных системах, что позволя-ет получить доступ к капиталу данных организаций членам, не выступающим как участники на рынке.

Также меняется режим контроля за перекрестным участием в капитале компаний, работающих на вторичных рынках с аналогичными партнерами за пределами Испании. Это позволяет установить более оперативный режим, способствующий интеграции трансгранич-ных рынков и, в то же время, обеспечивает определенный контроль за адекватным составом акционеров на испанских рынках.

В сфере страхования, ценных бумаг и коллективных инвестиционных организаций ускоряется обмен информацией в смысле облегчения данных процедур между надзирательными органами ЕС и третьих стран при обеспечении должной конфиденциальности.

Вводится широкое регулирование органи-зованных систем сделок, с проработкой таких аспектов, как: режим авторизации, обязательное учреждение ведущих ком-паний в виде акционерного общества или режим надзора и применения санкций.

Равным образом, на кредитном рынке вводится более гибкий режим инвестиций для кредитных кооперативов, приближая его к режиму банков и сберегательных касс в целях:

. Обеспечения условий для роста масштаба этих организаций и увеличе-ния их промышленного портфеля.

. Облегчение работы с их пассивом путем доступа к подчиненному финансированию.

В отношении собственных средств кре-дитных организаций выделяется регулиро-вание долей участия сберегательных касс, которые представляют собой бессрочные денежные взносы и могу продаваться на рынке ценных бумаг. Эти доли участия мо-гут эмитироваться в виде бумаг на сумму не ниже их номинальной стоимости и ко-тироваться на вторичных организованных рынках.

Работа с государственными казначейс-кими бумагами может вестись через операции по временному приобретению бумаг с фиксированным доходом, в целях повышения доходов казначейства за счет наличного сальдо Банка Испании.

В сфере страхования отметим упраздне-ние Комиссии по ликвидации страховых учреждений (CLEA), с передачей ее функций Консорциуму взаимозачетов.

Роль Центра информации по рискам повышается и становится основной в сфере контроля рисков кредитных организаций и надзора, осуществляе-мого Банком Испании.

В целях повышения конкурентоспособно-сти испанской финансовой индустрии внедряются следующие изменения:

-Создаются территориальные облигации: бумаги с фиксированным доходом, выпускаемые кредитными организа-циями от имени местных или региональных органов государственной администрации.

- Расширение спектра операций для кол-лективных инвестиционных организа-ций: они смогут совершать операции по ссуде ценных бумаг из своих портфелей, рыночные и внерыночные операции (OTC).

Для улучшения условий финансирования малого и среднего бизнеса допускается использование факторинга и массовая передача порфельных обязательств органов госадминистрации.

Равным образом устанавливаются меры защиты клиентов финансовых услуг:

-Назначение Уполномоченных по защите клиентов финансовых услуг: эти органы приписаны к Банку Испании, CNMV и к Главному управлению пенсионных фондов и страхования с четкой целью защиты прав пользователя финансовых услуг.

Королевским декретом № 303 от 20 февраля 2004 г. утверждено Положе-ние, в котором устанавливаются три типа уполномоченных, занимающихся рассмотрением жалоб, претензий или вопросов, направленных пользователя-ми финансовых услуг:

- Уполномоченный по защите прав клиента банковских услуг.

- Уполномоченный по защите прав инвестора.

- Уполномоченный по защите прав страхователя и участника
пенсионных планов.

Отметим следующие полномочия данных уполномоченных:

- Рассматривать жалобы и претензии, непосредственно связанные с законно признанными интересами и правами, вытекающие как из договоров, так и из норм о прозрачности и защите клиентов, корректной практике и обычаях в финансовой сфере.

- Сопоставлять необходимую информа-цию для проверки и констатации важности поданной жалобы или претензии и запрашивать необходи-мую информацию в органах и учреж-дениях надзора для их решения. Он также отвечает за передачу в эти органы материалов о несоблюдении или нарушении норм прозрачности и защиты клиентов и за разъяснение принципов, лежащих в основе принимаемых по делу решений.

- Консультировать пользователей финансовых услуг по вопросам их прав и информировать их о законных путях их осуществления.

- Составлять годовой отчет.

- Предлагать компетентым органам внесение изменений в нормативы, которые он сочтет целесообразными, информировать о регламентирующих нормах, проходящих оформление в развитие закона, и докладывать о «Положениях о работе департамен-тов и служб по обслуживанию клиентов и уполномоченного по защите прав клиентов».

- Осуществлять связи и сношение с на-циональными и зарубежными органа-ми и учреждениями и сотрудничать с финансовыми организациями для распространения информативной дея-тельности, связанной с функциями уполномоченных, а также содейство-вать работе по ознакомлению поль-зователей с нормативными докумен-тами о прозрачности и защите клиентов, а также о корректной прак-тике и обычаях в финансовой сфере.

■ Обязательство кредитных организаций, учреждений инвестиционных услуг и страховых компаний принимать и предлагать решения по жалобам и претензиям своих клиентов, связанным с их интересами и правами.

Для этих целей данные организации обязаны иметь отдел по работе с клиентами в составе независимого органа или эксперта, решения которого носят обязательный характер.

Приказ по министерству ECO/734 от 11 марта 2004 г. регулирует вопросы созда-ния департаментов и служб по работе с клиентами и уполномоченного по защи-те прав клиента финансовых организаций.

Задачей отдела или службы по работе с клиентами является прием и вынесе-ние решений по жалобам и претензи-ям клиентов. Данный отдел или служба по работе с клиентами должна быть отделена от остальных оперативных служб организации и действовать согла-сно принципам оперативности, надеж-ности, эффективности и координации. Он также должен располагать кадрами, материальными, техническими и органи-зационными ресурсами, обеспечивающи-ми надлежащее знание нормативных документов о прозрачности и защите прав клиентов финансовых услуг.


Уполномоченный по защите прав клиента (Защитник клиента) – это факультативный институт, который может не входить в структуру финансовых организаций, и его целью является прием и разрешение вопро-сов в связи с претензиями в рамках его компетенции, а также содействие соблюдению норм прозрачности и за-щиты прав клиентов, доброй финансо-вой практике и обычаям. Уполномо-ченный по защите прав клиента должен действовать независимо от организа-ции и самостоятельно исполнять свои функции, руководствуясь собственны-ми принципами и директивами.

Финансовые организации обязаны разра-батывать и утверждать «Положение о защите прав клиента», которое регулиру-ет работу отдела или службы по работе с клиентами, Защитника клиента, если таковой имеется, и взаимоотношения между ними. Наконец, отдел или служ-ба по работе с клиентами и Защитник клиента, если таковой имеется, должны представлять годовой доклад или отчет, который обязательно прилагается к го-довому отчету финансовых организаций.

В качестве нововведения на 2004 г., закон 62/2003, "О налоговых, административных и социальных мерах" внедряет так называемую синтетическую секьюритиза-цию для ссуд и других кредитных прав, для которой характерно принятие связанного с ними кредитного риска путем заключения с одним или несколькими третьими лицами сделок по производным кредитным инструментам.

Партнером в сделке по производным кре-дитным инструментам должна быть кре-дитная организация, компания инвестици-онных услуг или организация-нерези-дент, уполномоченная совершать деяте-льность, закрепленную испанским законо-дательством за такими организациями.

В остальных аспектах при совершении этих операций следует руководствоваться положениями Королевского декрета 926/1998, регулирующего работу фон-дов секьюритизации активов и управля-ющих компаний в сфере секьюритизации.