Контактная информация
Инфраструктура
ОБ ИСПАНИИ / Испания: профиль / Инфраструктура
Инфраструктура

Правительство планирует продолжить в будущем программу интенсивных инвестиций в данную сферу. Это нашло отражение в Стратегическом плане развития инфраструктуры и транспорта, в котором. предполагаются наибольшие инвестиционные усилия со стороны правительства Испании и на период 2005-2020 гг. предусмотрен общий объем инвестиций на сумму более 248 млрд. евро. Основным разделом этого плана стало развитие железнодорожного транспорта, на который приходится почти 50% всех капиталовложений.

Сеть автодорог протяженностью почти 11000 км постоянно обновлялась в целях повышения ее эффективности. Согласно инвестиционному плану правительства предполагается, что Испания будет располагать сетью автодорог протяженностью более 15000 км, что позволит всем испанским городам иметь прямой доступ, а более чем 94% населения находится менее чем в 30 км от высокоскоростной автомагистрали.

Что касается железнодорожного транспорта, Испания располагает сетью длиной более 15 тыс. км. Скоростные линии железнодорожного сообщения стали приоритетным направлением в планах правительства по развитию инфраструктуры (по прогнозам правительства, сеть скоростных железных дорог будет насчитывать в 2020 г. 10000 км), причем в действии уже находятся такие скоростные маршруты, как Мадрид-Севилья, Мадрид-Лерида и Мадрид-Таррагона. В результате все испанские города станут располагать прямым доступом к этой сети, а 90% населения будет находиться менее чем в 50 км от какой-либо станции этой сети.

Скоростные поезда также соединят Мадрид с французской границей через Сарагосу (Арагон), Барселону (Каталония) и через Виторию и Ирун (Страна басков). По сути, в октябре 2003 года было открыто сообщение на участке Мадрид-Гвадалахара-Сарагоса-Лерида; предусмотрена возможность строительства и эксплуатации на условиях концессии силами частной компании международного участка Фигерас-Перпиньян. Помимо этого, в декабре 2006 г. был открыт скоростной участок Кордова-Антекера, что позволит к концу 2007 г. соединить Мадрид с побережьем Коста-дель-Соль линией, расстояние на которой поезд преодолеет за 2 часа 30 минут.

Также следует отметить либерализацию отрасли перевозок грузов, которая наблюдалась с 2005 г.

Воздушный транспорт соединяет основные испанские города. Примерно 250 воздушных линий обеспечивают сообщение 49 аэропортов страны с зарубежными городами. Испания – важный перевалочный пункт (hub) для авиалиний, соединяющих Европу с Америкой и Африкой. В этом смысле наиболее крупные инвестиции запланировано направить в два главных международных аэропорта страны, расположенных в Мадриде и Барселоне. Пропускная способность первого возросла до 70 млн. пассажиров в год после открытия 4-го терминала в феврале 2006 г., причем недавно Международный совет аэропортов (Airport Council International) недавно признал, что аэропорт Мадрида является двенадцатым аэропортом мира по числу пассажиров. С другой стороны, инвестиции в расширение аэропорта Барселоны позволят обеспечить частоту в 90 рейсов в час, а пропускная способность увеличится до 40 млн. пассажиров в год. В соответствии со Стратегическим планом развития инфраструктуры и транспорта на период 2005-2020 гг., правительство объявило о запуске «Плана Канары», который предполагает инвестиции в размере почти 3 млрд. евро в развитие аэропортов Канарских островов.

Кроме того, Испания имеет прекрасное морское сообщение благодаря более чем 53 международным портам страны на атлантическом и средиземноморском побережье. Стратегический план развития инфраструктуры и транспорта предусматривает увеличить на 75% пропускную способность испанских портов, усилив их роль как многофункциональных узлов к 2020 г.

Испания хорошо оснащена в сфере технической и промышленной инфраструктуры, причем в последние годы активно развиваются технопарки в основных промышленных зонах, а также вокруг университетов и центров исследований и разработок. В настоящее время в стране действует 70 технопарков (24 из них достигли полной операционной мощности). В этих парках работает более 2000 компаний, главным образом, работающих в отрасли телекоммуникаций и информатики, причем 20% от общего числа работников заняты НИОКР .

Расходы на эту сферу заметно выросли в последние годы. В 2006 г. бюджетные расходы на НИОКР выросли на 30 %, а в 2007 г. эти расходы предполагалось увеличить на 33%. Кроме того, на последнем заседании Европейского совета в Лондоне выделен специальный фонд для НИОКР в размере 2 млрд. евро.

Для решения сложных задач будущего правительство страны запустило программу INGENIO 2010, в которой ставятся следующие основные цели: повысить долю инвестиций в НИОКР в ВВП до 2% к 2010 г., и увеличить вклад частного сектора в инвестиции в НИОКР, предполагая, что его доля достигнет в указанном году 55%.

Наконец, Испания располагает хорошей сетью телекоммуникаций. Так, к весьма протяженной сети обычного оптико-волоконного кабеля (64 тыс. км) следует добавить одну из крупнейших сетей подводного кабеля и сообщение через спутниковую связь с пятью континентами. В частности, следует отметить важный процесс либерализации, который имеет место на большей части промышленных предприятий, включая сектор телекоммуникаций, причем сроки, установленные для этих целей Европейским союзом, выполняются с опережением. Среди прочих преимуществ такая либерализация позволит повысить конкурентоспособность данных продуктов и снизить издержки, что особенно важно для развития экономики.

Наконец, следует отметить крупные инвестиции, направленные на гидравлические инфраструктуры, что обеспечивает более эффективное использование водных ресурсов.