![]() |
|
Процесс либерализации достиг своей кульминационной точки с публикацией в декабре 1991 г. Королевского декрета 1816/1991 "О внешнеэкономических опе-рациях" и целого ряда нормативных актов, принятых в его развитие и ознаменовав-ших коренные перемены в сравнении с прежней ситуацией. Новый закон 19/2003 "О движении капиталов и внешнеэкономических операциях и о предотвращении отмывания капита-лов" отменял прежние регулирующие акты, но сохранял принцип либерализации движения капиталов. По сути упраздненные нормы будут по-прежнему применяться, пока указанный закон не получит надлежащего развития, что в принципе должно произойти в начале 2005 г. Основную характеристику постановлений о валютном контроле можно подытожить следующим образом: 1. Свобода действий Как правило, акты, деловая деятель-ность, сделки и операции между резидентами и нерезидентами, влекущие за собой или подразумевающие выплаты за рубеж или получение платежей из-за рубежа, полностью либерализованы. Эта либерализация включает платежи или расчеты, осуществляемые непосредственно или по клирингу, а также в виде перечислений за рубеж или из-за рубежа, и изменения на счетах или по финансовым кредитным или дебетным позициям в международных отношениях. Также либе-рализация включает в себя ввоз и вывоз платежных средств. 2. Положения о защите и исключительные меры Нормативы ЕС могут запрещать или ограничивать совершение отдельных сделок, а также соответствующих расчетов, платежей, банковских перечислений или изменений на счетах или в финансовых позициях в отношении третьих стран. Это также вправе делать испанское правительство в отношении какого-то государ-ства или группы государств, территории или экстерриториального учреждения, в применение мер, принятых другими международными организациями, в которых Испания является членом. Кроме того, испанское правительство уполномочено принимать меры против третьей страны в отношении движения капиталов и платежей, когда они еще не приняты Советом в европейском масштабе и только по серьезным и безотлагательным политическим причинам. Наконец, режим либерализации может быть приостановлен в отношении актов, деловой деятельности, сделок и операций, затрагивающих или могущих затронуть деятельность, связанную с осуществлением государственной власти и национальной обороны, или касающуюся общественного порядка, безопасности и здоровья. 3. Статистическая информация В целях определения платежного баланса Испании и ведения статистического и налогового учета денежных потоков закон 19/2003 предусматривает возможность введения ряда формальностей для плате-жей и расчетов с зарубежными странами. Однако закон не регулирует сами формальности, а оставляет это для регламентарных норм, принимаемых после закона. До принятия этих норм действует прежний закон .
- Как правило, платежи, расчеты и перечисления между резидентами и нерезидентами, будь то в евро или в иностранной валюте, должны осуществляться через депозитные организации (обычно банки), зарегистрированные в Официальном реестре Банка Испании. В этих случаях резидент обязан предоставить зарегистрированной организации ряд данных (например, имя и адрес сторон, участвующих в сделке) и, конкретно, описание сделки, по которой осуществляется платеж, расчет или перечисление. Эта информация должна быть передана зарегистрированными органи-зациями в Министерство экономики и финансов для ее налогового и статистического контроля. Этому режиму подлежат также кредитные и дебетные движения на банковских счетах, открытых в Испании нерезидентами. - платежи и расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществляться в Испании или за рубежом, при помощи металлических монет, банковских биле-тов и банковских чеков на предъявителя, деноминированных в евро или иностранной валюте, и должны быть деклари-рованы стороной резидента в течение 30 дней, если их сумма превышает 6000 евро. Поскольку резидентам разрешено свободно открывать и держать банковские счета за рубежом, как в евро, так и в иностранной валюте, на этих банковских счетах записывается приход и расход по платежам и расчетам с нерезидентами. Об этих операциях следует извещать Банк Испании посредством соответству-ющих заявлений по форме при условии, что их сумма превышает определенный уровень (ниже этого лимита следует уведомлять только по явному запросу Банка Испании). Как правило, не допускается уведомление в сводной форме о платежах и расчетах, записанных на счете в одной записи, хотя здесь и предусмотрены некоторые исключения. - Нерезиденты, желающие зачислить на счета, открытые в Испании нерезидентами, средства посредством банковских билетов или чеков на предъявителя, де-номинированных в евро или в валюте, или перечислить за рубеж эквивалент стоимости данных платежных средств, должны доказать происхождение этих средств. В противном случае зареги-стрированные организации не смогут произвести данные перечисления. В исключительном случае Министерство промышленности, туризма и торговли Испании может принять соответствую-щий норматив и потребовать проверки или декларирования до производства платежей, расчетов или перечислений за рубеж или из-за рубежа, по определенным сделкам, если эта проверка или декларирование рекомендуются для надлежащего ознакомления с произведенными сделками и выполнением налоговых обязательств. 4. Сделки, обязательные для декларирования в Банке Испании Закон 19/2003 также предусматривает в чисто статистических и информационных целях обязательное декларирование участниками актов, операций и сделок внешнеэкономического характера. Однако форма и сроки декларирования и данные по нему не регулируются законом, но
Равно, как и в предыдущем разделе, до утверждения этих норм будут применяться прежние регулирующие акты. Поэтому, в соответствии с условиями, установленными Банком Испании, ему должны быть декларированы следующие сделки, совершаемые резидентами: - Финансирование и отсрочка платежей и расчетов, срок которых превышает 1 год, совершаемых между резидентами и нерезидентами и производных от коммерческих операций или операций по оказанию услуг. - Взаимные расчеты по кредитам и долгам между резидентами и нерезидентами, производные от коммерческих опера-ций или операций по оказанию услуг. - Взаимные расчеты по кредитам и долгам, - Финансовые ссуды, выданные нерезидентами резидентам или резидентами нерезидентам. Ценные бумаги, такие как облигации, векселя и иные, не котируемые на организованных вторичных рын-ках, выпущенные резидентами и приобретенные нерезидентами, также считаются финансовыми ссудами, предоставленными нерезидентами. Кроме того, зарегистрированные организа-ции и физические лица или организации-резиденты, совершающие коммерческие сделки и операции с нерезидентами или имеющие активы или пассивы за рубе-жом, обязаны предоставлять испанским властям и Банку Испании любые данные, которые у них будут запрошены для целей статистического и налогового контроля. 5. Ввоз и вывоз определенных платежных средств Как было указано ранее, главной характеристикой испанской системы валютного контроля является полная свобода действий (подлежащая особым требованиям по уведомлению). Этот принцип применяется также к ввозу и вывозу определенных платежных средств. Пока не будут приняты нормы в развитие закона 19/2003, применяются прежние регулирующие акты. Так, вывоз металлических монет, банковских билетов и банковских чеков на предъявителя, деноминированных в евро или иностранной валюте, подлежит предварительному административному деклариро-ванию, только если их сумма превышает 6000 евро на человека и поездку. В случае, если такая декларация не представлена, служащие испанской таможни вправе реквизировать эти платежные средства. Ввоз нерезидентами вышеуказанных платежных средств в определенных случаях подлежит предварительному декларированию испанским таможенным властям, если их сумма превышает 6000 евро на человека и поездку. 6. Типы банковских счетов Физические и юридические лица-нерезиденты могут иметь банковские счета на тех же условиях, что и резиденты. Единственным требованием, которое к ним предъявляется при открытии банковского счета, это удостоверение статуса нерезидента его владельца. Кроме того, этот статус должен подтверждаться банку каждые два года. Законодательство также предписыва-
Н В свою очередь, резиденты, выполняя ряд требований по декларированию, могут свободно открывать и держать бан-ковские счета за рубежом, деноминированные в евро или иностранной валюте. Открытие таких банковских счетов резидентами должно быть декларировано Банку Испании в течение 30 дней, при обяза-тельном предоставлении информации о движении средств по ним, в случае превышения определенной суммы по каждому из них. Наконец, испанские резиденты могут сво-бодно открывать и держать банковские счета, деноминированные в евро или иностранной валюте в зарегистрированных организациях в Испании, причем не предъявляется никаких требований по уведомлению в связи с ними.
7. Резиденция для целей валютного контроля Для целей валютного контроля считается, что физические лица являются резидента-ми в Испании, если они обычно проживают в Испании. Юридические лица, имеющие юридический адрес в Испании, и предста-вительства и филиалы, принадлежащие на испанской территории физическим или юридическим лицам-резидентам за рубежом, также считаются резидентами в Испании для целей валютного контроля. Физические лица, обычно проживающие за рубежом, юридические лица, имеющие юридический адрес за рубежом, и постоянные представительства и филиалы, принадлежащие за рубежом физическим и юридическим лицам-резидентам в Испании, считаются нерезидентами для целей валютного контроля. Под обычной резиденцией понимается установленное в налоговом нормативе (см. главу 4), но с учетом уточнений, принятых в установленном порядке (в настоящее время эти регулирующие акты подлежат регламентарному развитию). |
|
![]() |
|